Домашняя страница Фотографии Работы в кино Работы в театре Спорт как стиль жизни Преподавательская деятельность Публикации, интервью Написать письмо Гостевая книга

Электронная версия газеты «Московский Комсомолец» в Астрахани»

№ 17 от 23 - 29 апреля 2003 года (включая материалы, не вошедшие в основной выпуск).

АСТРАХАНСКАЯ МОЛВА

 

АСТРАХАНЬ ВЗБУНТУЕТ!

К нам едет постановщик трюковых сцен в сериале "Бригада"

Состояние бунта, его ощущение, затаенная искра его присутствуют в каждом из нас. И в определенный момент они вырываются наружу. Вот тогда это состояние захватывает полностью, заражает окружающих неуемным желанием переделать, если не весь мир, то жизнь окружающих.

Имя Владимира Пивоварова знакомо астраханцам не понаслышке. Добрых пять лет он проработал в Астраханском ТЮЗе актером, а потом уехал в Москву. И вот теперь он возвращается в Астрахань. Всего на несколько дней. И везет спектакль, которого мы еще не видели. Это будет не просто представление. Это будет трюковая постановка, возвращающая на нашу землю тот накал страстей, который бушевал здесь три с лишним века назад, когда сюда прибыл великий бунтарь Степан Разин.

И отчасти примечательно то, что сам Владимир Пивоваров сыграет в этом спектакле главную роль. Долго шел Владимир к тому, чтобы поставить этот спектакль. В искусстве он с 1975 года. Актер театра и кино, каскадер, доцент Российской академии театрального искусства, преподающий сценическое движение и фехтование. Список его учеников огромен. Многие из них известные актеры театра и кино. Его труд вложен в фильмы "И на камнях растут деревья", "Зверобой", "Мастер Востока", "Золото", "Крестоносец", "Досье детектива Дубровского", "Сибирский цирюльник", "Тайны дворцовых переворотов", "Сыщики", "Криминальная Россия", "Бригада" и многих других.

Конечно, обидно, что такие люди приезжают к нам так редко. Но жизнь их расписана по минутам. Но тем и радостней, что можно будет в этот раз увидеть человека, при жизни ставшего легендой у нас, на астраханской сцене.

Игорь ИВАНОВ.

 

Электронная версия газеты «Московский Комсомолец» в Астрахани»

№ 22 от 28 мая-4 июня 2003 года (включая материалы, не вошедшие в основной выпуск).

АСТРАХАНСКАЯ МОЛВА

 

КАСКАДЕР

Владимир ПИВОВАРОВ : "Дилетантизм разъедает театр, как ржавчина"

После спектакля он вышел на авансцену и спустился вниз. На нем были кожаные сапоги-ботфорты, ладно скроенные штаны и широкий пояс с металлическими заклепками. Могучий торс обтягивала майка. Только когда оказываешься с ним рядом, понимаешь, насколько он мощен.

- Где побеседуем? Здесь? Или пойдем в гримерку? Это были первые слова легендарного Владимира Пивоварова, сказанные журналистам, получившим "доступ к телу для эксклюзива"…

- Говорят, обычно каскадер мечтает стать актером, потому что обычно все время где-то скрыт, за кого-то где-то выполняет. Здесь совершенно обратная ситуация. Почему?

- Подобные вопросы мне задают постоянно. Я говорю, что прежде всего я актер, но в силу своей профессии, которой я сейчас отдаю все свои силы, знания, энергию, поскольку я на кафедре художественной пластики российского театрального искусства преподаю, классическое фехтование, рукопашный бой, я не могу не быть каскадером. Среди актеров сейчас принято самим выполнять трюки. И сегодняшние режиссеры требуют, чтобы физически актер был сам подготовлен, достаточно подготовлен… Это не только погоня за голливудскими идеалами, нет, это требование времени… Актеры, в первую очередь, но владеют трюковой пластикой, это специальное направление в моей педагогической практике. Я просто вычленяю из своих занятий и специально веду занятия по трюковой практике. Потому что это крайне важно сегодня и режиссерам, и актерам, потому что режиссеру в первую очередь важно, чтобы актер мог делать в кадре все сам, а не только красиво говорить и выполнять творческие задачи, поставленные режиссером, но и выполнять физически сложные работы. Если он таков, то он востребован, он нужен, его просто берут на разрыв. И таких актеров очень много. Это просто новое поколение, новая генерация таких актеров идет, которые увлечены трюковой пластикой.

- Вот этот спектакль по Шукшину – это первая ваша работа, когда вы объединяете не только своих учеников, но и, похоже, единомышленников в сбитый коллектив и пытаетесь донести что-то. Причем здесь такое слияние: здесь и Высоцкий, и Шукшин, и Есенин, и что-то свое. Сложно…

- Это сложно. Такая компиляция текста и главное направление, сквозная линия идет через весь спектакль – это душа человеческая, стремление человека вырваться к воле, к свободе…

- И вот те качели, которые постоянно присутствуют, постоянно раскачивают человека то в хорошем положении, то в плохом, – это те самые два варианта: черная полоса, белая полоса…

- Да. Посмотрите. Ведь под Симбирском Степан Разин бросает всех, сдает тех людей, которые были ему преданы, пускает их на кровь, на виселицу, потом он от этого с ума сходит. Это же ужас, что он натворил. Это же зыбучий песок, потому что это жизнь все время выходит из-под ног. Как сохранить себя, как человека, как личность, сильную личность в этом страшном мире… Это очень сложно. Не случайно там такой текст. И это же от Василия Макарыча идет, от первоисточника… Как по песку идешь. Пока идешь, все с тобой, все ладно. Прошел - как тебя не было, то есть, нет уже твоих следов. И поэтому вот эти качели – это символ. Все это сложно. Здесь уже, конечно, и работа нашего художника, безусловно, талантливого. Так получается, что молодые и талантливые ребята, перспективные, на мой взгляд, собираются вокруг меня и пытаются создать нечто новое в сценическом жанре театра, цирковой пластики, потому что на самом деле спектаклей, сложных по физической форме, прежде всего, сейчас достаточно мало…

- Вы снимались во множестве фильмов. Но, когда заходишь на ваш каскадерский интернет-сайт, о вас всего несколько строчек. Почему? Потому что каскадеров много или потому, что вы не считаете возможным давать о себе туда данные?

- Ну, это, может быть, и потому, что каскадеров много, но, по-моему, в интернете достаточно много обо мне информации. И не только в ассоциации каскадеров. У нас ведь создана профессиональная гильдия режиссеров, педагогов по пластике, там обо мне тоже пишут. Информацию обо мне почерпнуть можно. Просто я не ставил перед собой цели создавать личную, персональную страницу. Теперь мне и коллеги говорят, что нужно это делать.

- Дело в том, что человек, который поставил массу трюков в таких фильмах, которые народ смотрел не отрываясь, в большинстве этих работ присутствует только за кадром. В лицо его там никто не видит. И вдруг нет одного места, где обобщено все: те же самые публикации о нем, те же самые интервью. Например, очень трудно было узнать даже отчество. Владимир…

- …Ефремович Пивоваров.

- Такой небольшой блиц. Год рождения.

- 1954.

- Место рождения.

- Саратов.

- То есть, волжанин?

- Волжанин, да, наш волжанин.

- Владимир Ефремович, вот первая закалка, астраханская, она сейчас как-то дает себя знать?

- Дает. Я скажу откровенно… Астрахань, Астраханский драматический театр явился для меня большой профессиональной ступенью, именно для профессионального роста. Потому что именно в Астрахани я начал преподавать, начал делать свои первые шаги педагогической практики, сначала в училище культуры, в актерском классе. Потом вокальное отделение консерватории, с вокалистами начал заниматься…

- То есть то, что вы пришли к преподаванию, - отдавать то, что сам знаешь, – это в Астрахани и зародилось?

- Это началось из-за Астрахани. Из Астрахани я уехал в аспирантуру, закончил и остался там. Но педагогические основы, ступени первые, они самые сложные в педагогической практике, начались именно в Астрахани.

- Говорят, человек начинает отдавать то свое, что он накопил, учить, когда начинает стареть. Вы себя чувствуете молодым?

- Я чувствую себя очень молодым, еще на многое способным, потому что еще многое не реализовано. Я всегда стою на такой позиции: учить надо только тому, что хорошо знаешь сам. Это мой краеугольный камень в творчестве, в актерской практике. Дилетантизм разъедает театр, как ржавчина. Но, может быть, и жизнь нашу разъедает во всем. Там увидел, там почитал, там подсмотрел и, думает, на этом можно прожить. Ничего подобного. Не случайно Анатоль Франс когда-то сказал, и это мое любимое выражение, которое, я думаю, останется современным еще очень долго: «У искусства есть два врага: талант, не владеющий своим ремеслом, и ремесленник, не озаренный талантом». Вот две противоположности. Талант, не владеющий ремеслом. Казалось бы, я талантлив, от природы дано мне Богом, твори, но у меня нет профессии. И ремесленник, не озаренный талантом, как профессионал: я могу что-то делать, но это становится скучным, в конце концов, потому что нет таланта, нет того зерна, нет той искры божьей, которая бы мою профессию осветила бы изнутри, заразила бы энергетикой людей, которые пришли посмотреть. Это не только искусство театра или кино. Это любое искусство. Я могу быть хорошим пекарем, но, если я выпеку булку хлеба без души, я не вложил в нее душу, она так и останется буханкой черствого, грубого хлеба. Это не просто для красного словца. Именно так в любой сфере: талант и ремесло, профессия и искусство. Это такие два важных краеугольных камня, которые должны быть сплетены воедино.

- Владимир Ефремович, вы в прекрасной физической форме. С какого времени занимаетесь спортом?

- С очень раннего. Я прошел очень большую спортивную жизнь.

- А, если можно, какие виды спорта пользовались успехом у молодого Пивоварова?

- Я был лыжным гонщиком. Выступал. Очень много, бегал лыжные гонки. Потом, когда я оказался в Астрахани, а здесь не оказалось снега, я все пять лет, что был здесь, профессионально бегал марафоны и даже сверхмарафоны. И потом, уже уехав в другие места, я много-много лет отдал марафону. Параллельно с этим с 1979 года я занимаюсь боевыми искусствами. Я начинал еще в Грозном. Потом у меня была школа кекусинкай-карате. Уже очень много лет я практикую боевые искусства.

- Та физическая форма, которую мы сейчас видим, – это не остатки былой роскоши, а постоянно поддерживаемое…

- Да, постоянно. Я до сих пор еще выхожу на татами. Не выступаю в официальных соревнованиях, но спаррингуюсь постоянно. Поэтому я и говорю, что могу учить только тому, что умею сам. Для меня это очень важно. Поэтому и ребята мои такие подготовленные.

- Владимир Ефремович, 18 лет, с 1985 по 2003 годы, в Астрахань тянуло?

- В Астрахань меня тянуло всегда. Я же приезжал сюда несколько лет назад, когда здесь было какое-то большое мероприятие на площади. Я здесь ставил историческую батальную сцену «Побоище и взятие стен Кремля».

- Тогда отметились практически все СМИ, все писали об этом мероприятии. Писали о том, что этот сделал это, тот это, но фамилия Пивоварова опять осталась за кадром. Вы скромничаете или?..

- С меня же корона-то не упадет, ничего в этом страшного нет. Я делал свое дело честно. Зрелище было колоссальное.

- Какой из фильмов, где вы ставили трюковые сцены, вам наиболее нравится, роднее всего?

- Их столько было… Я, наверное, начну с самого первого. Первый – это всегда точка отсчета. Это фильм «И на камнях растут деревья». Фильм о викингах, девятый век. Потом уже была масса других картин.

- Владимир Ефремович, когда мы все-таки сможем увидеть тот сайт, который вы решили сделать? Это прекрасно увидеть фотографии сцен знакомых фильмов, увидеть моменты съемок…

- Я думаю, что это будет уже в очень скором времени, потому что мне это уже необходимо. Все время что-то держит, не это для меня сейчас самое главное.

- Текучка заедает?

- Я не могу сказать, что это текучка, это творческая, напряженная, интересная жизнь. В Мексике открылся российско-мексиканский Институт театра и кино имени Сергея Эйзенштейна. Я был приглашен туда преподавать физическое движение, фехтование, рукопашный бой. Очень успешно проработал там. И меня опять туда приглашают.

- Астраханцы могут надеяться, что вы еще приедете?

- Я готов приезжать в Астрахань каждый год. Я расскажу вам такую историю: такая звезда театра и кино, как Дима Дюжев, астраханец, тот мальчик, которого я воспитал и, что называется, просто на руках принес в театр и кинематограф, теперь он просто открылся и стал звездой.

- Вы участвовали в судьбе Дмитрия Дюжева?

- Я не то, что его воспитал. Он просто как племянник, как дите мое.

- Вас можно назвать первым учителем Дмитрия Дюжева?

- Абсолютно. Здесь я даже не полукавлю, без ложной скромности могу сказать. Я привел его в мастерскую Марка Анатольевича Захарова. Он закончил ее и сейчас успешно работает в Московском театре юного зрителя. А картина «Бригада» сделала его звездой.

- Вы работали и в «Бригаде», трюковые сцены там ставили тоже вы?

- Там не только я работал. Это фильм нашего фонда развития трюкового кино. Это и «Крестоносец», и «Рыцарский роман». И поэтому, если что-то связано с ассоциацией каскадеров, это неразрывно связано и со мной.

- Я часто слышал в Астрахани фразу, что вот если бы приехали каскадеры во главе с Иншаковым и хотя бы только вышли на сцену, поклонились, сказали «здравствуйте», зал был бы полон.

- Это может быть и так, потому что популярность действительно огромна. После «Бригады» находится просто на пике славы. И мои мальчики: Паша Майков, Дима Дюжев – это все мои ученики, которых я учил в ГИТИСе, они почему так интересны? Потому что они у меня работали, потели, пахали. Потому что они были изначально сориентированы на профессию.

- Кстати, а какими они были студентами, прилежными, настырными, настойчивыми?..

- Это уже не школа, это уже профессия. Можно пропустить все что угодно, любую лекцию по литературе, истории, другим гуманитарным дисциплинам. Но нельзя пропускать специальных профилирующих дисциплин, то, что нельзя просто прочитать. Если ты не пропустишь это через свое тело, если не прочувствуешь это своим телом, то грош тебе цена. Я всегда говорю, что можно запросто изучить самоучитель по плаванию, а потом прыгнуть в бассейн и утонуть. Мои мальчики работали. И мне теперь приятно говорить о том, что это мои ученики, что я не зря вложил в них свои силу и энергию...

Беседовали Марианна НОВИЧКОВА и Владимир СЕМЕНОВ.

Редакция благодарит за возможность побывать на концерте Владимира Пивоварова и за организацию эксклюзивного интервью руководство фирмы "Цезар" и лично Наталью АВЕРИНУ и Татьяну САМОДУРОВУ.

Переход на страницу: Интервью газете ВЕСТНИК, г.Ульяновск

Hosted by uCoz